Все о мультимодальных перевозках грузов
21.11.2024
Большинство транспортировок товаров на дальние расстояния использует несколько видов транспорта. Международный термин «мультимодальные перевозки грузов» объединяет в одну категорию различные виды комбинированных грузоперевозок.
Понятие мультимодальных перевозок
Короткий термин из словаря современной международной логистики удобнее длинного определения «грузоперевозки с использованием нескольких видов транспорта». В российском Транспортном кодексе этому понятию соответствуют термины «комбинированные» и «смешанные» грузоперевозки, которые можно считать идентичными международной терминологии.
Термин «интермодальные грузоперевозки» применяют в международных договорах, подчеркивая характер транспортировки между различными странами и континентами. Основной принцип мультимодальных перевозок включает в понятие любую доставку товаров, использующую больше одного вида транспорта. В качестве простейшей схемы можно привести доставку оборудования с завода автомобилем до железнодорожной станции, погрузку в товарный поезд, перевозку железной дорогой, выгрузку, транспортировку грузовиком до конечного потребителя.
Возникновение мультимодальных перевозок
Комбинированная транспортировка товаров возникла в глубокой древности, до возникновения товарно-денежных отношений. Древние русичи на телегах везли меха или железо до реки, перегружали на насады, ладьи. Добравшись по воде до ближней или дальней пристани, товары конной тягой перевозили к месту торга, где обменивали на полотно, зерно, украшения.
По принципу мультимодальных перевозок было построено еще снабжение зерном Древнего Рима. Египетскую пшеницу на папирусных лодках, повозках привозили в гавань Александрии. Оттуда торговые корабли везли продовольствие в средиземноморскую Остию. На барках, поднимающихся по Тибру, пшеница доставлялась до римских складов.
Новый виток комбинированные транспортировки получили с изобретением железной дороги и автомобилей. Последним изобретением, оказавшим влияние на логистику, стал металлический унифицированный контейнер.
Контейнерные грузоперевозки выгодны:
- снижением себестоимости перевалок;
- уменьшением доли ручного труда при такелажных работах;
- возможностью транспортировать в одном объеме разнообразную тару (картонные паки, деревянные ящики, паллеты, бумажные, джутовые мешки, пластиковые биг-бэги, промышленные изделия в обрешетках);
- уменьшением времени загрузки и выгрузки судов-контейнеровозов;
- обеспечением безопасности, снижением порчи грузов. Особенности организации
Договор на мультимодальные грузоперевозки заказчик заключает с транспортной компанией или фирмой-экспедитором. В документе оговариваются обязанности перевозчика, касающиеся:
- разработки маршрута, обеспечивающего оптимальные сроки доставки;
- организации такелажных работ (погрузки, разгрузки, перевалки);
- аренды или предоставления собственного транспорта;
- обеспечения безопасности для товарной партии.
Правильная организация мультимодальных перевозок включает множество ключевых моментов. Логисты, менеджеры, агенты транспортно-экспедиционной компании должны:
- Разработать оптимальные по времени, стоимости маршруты. Просчитываются расстояния, тарифы, временные промежутки между постоянными рейсами, возможности фрахта, попутной загрузки.
- Организовать на главных направлениях склады хранения, консолидации.
- Построить договорные отношения с региональными подразделениями РЖД, авиаотрядами, пароходствами, крупными автотранспортными предприятиями. Личные контакты с руководством облегчают получения преференций.
- Сформировать штат экспедиторов, сопровождающих, охранников. Проверить компетентность сотрудников.
- Для узловых перевалочных пунктов напряженных маршрутов приобрести или арендовать автомобили, складскую технику. Обеспечить содержание автопарков, ремонт, поддержание технического состояния механизмов.
- Изучить таможенное оформление, коммерческо-правовые аспекты экспортно-импортных операций, зарубежное законодательство.
- Обеспечить правильное заполнение экспортной, импортной документации для пересечения границ.
- По каждому контракту изучить характер груза, принять предосторожности против повреждений.
- Составить количественный список средств доставки, перевалочных пунктов.
Подписывая мультимодальный договор перевозки, грузоотправитель или получатель перекладывает на исполнителя ответственность за сохранность товаров и соблюдение договорных сроков.
Виды перевозок
Глобальная американская классификация мультимодальных перевозок выделяет такие виды транспортировок:
- Лендбридж. В транспортную схему включается морская транспортировка товаров до тихоокеанских портов США, железнодорожная транспортировка на атлантическое побережье, грузоперевозка морским транспортом до европейских портов. Такие же мультимодальные перевозки грузов применяются для контейнерных грузоперевозок по «Транссибу».
- Минилендбридж. Из транспортной схемы исключается доставка грузов в Европу.
- Микробридж. Контейнеры, доставленные морем, перевозятся к получателям в городах Северной Америки (в Соединенных Штатах, Канаде). В интермодальной системе работают и автомобили-контейнеровозы.
В Европе внутренние интермодальные системы ограничиваются использованием магистральных грузовиков в сочетании с поездами трансъевропейских линий. Среди европейских микробриджей можно выделить Восточное направление (Измир - Латтакия - Бейрут), тоннельные магистрали под Ламаншем, линии с использованием паромных переправ через Балтику, контейнерный мост «Транссиба».
В логистических схемах России используются все существующие виды транспорта:
- морской и речной (теплоходы, прицепные и самоходные баржи);
- железнодорожный (открытые и закрытые вагоны, контейнерные платформы);
- авиация (грузовые самолеты, вертолеты);
- автомобильный (магистральные фуры, среднетоннажные и малотоннажные грузовики).
Автотранспорт становится составной частью всех грузоперевозок, используется для доставки товарных партий к местам погрузки, перевалочным пунктам, адресам получателей.
Российские особенности мультимодальных перевозок обусловлены величиной страны, протяженностью маршрутов, разнообразием климатических зон, отсутствием в северных и заполярных регионах постоянных дорожных сетей. В конкретных логистических комбинациях может быть использовано большинство транспортных средств.
Так, при заказе бурового оборудования из Англии для северной геологической экспедиции транспортно-экспедиторской компании необходимо:
- Получить ящики с оборудованием у производителя или в портовом терминале.
- Проверить накладные CMR, коносаменты.
- Зафрахтовать трюмное место на ближайшем сухогрузе.
- Нанять бригаду докеров для погрузки.
- Обеспечить выгрузку в Санкт-Петербурге. Перевезти фурами на станцию Санкт-Петербург-Товарный-Московский.
- Проконтролировать подачу крытого вагона, погрузочные операции, отправку по контракту с РЖД.
- Сопроводить груз по железной дороге с отчетами по мобильной связи. Исключить или минимизировать задержки и простои в Москве, Перми, Екатеринбурге, Тюмени.
- Выгрузить оборудование в Омске. Перевалить на теплоход до Ханты-Мансийска.
- Перегрузить ящики за зафрахтованную баржу с буксиром до Салехарда. Выгрузить и перевезти грузовую партию на аэродром. Обеспечить вертолетную переброску заказа до геологоразведки в 300 километрах от Лабытнанги.
Возможные недостатки
У каждого способа перемещения товаров есть свои достоинства и недостатки:
- судоходство дешево, но не охватывает всех континентальных местностей;
- линии ЖД не доходят до небольших населенных пунктов;
- автотранспорт универсален, но северные автодороги закрыты в межсезонье и распутицу;
- авиация отличается высокой скоростью, такой же стоимостью, зависит от посадочных площадок.
Смешанная логистика использует только преимущества разных способов, компенсируя недостатки других.
При работе с начинающими операторами недостаточные бизнес-связи могут вылиться в простои вагонов на станциях РЖД, долгое ожидание зафрахтованных сухогрузов, арендованных буксиров и барж, поломки грузового автотранспорта.
Основными рисками такелажа становятся повреждения хрупкого оборудования, стекла, мебели, электроники при ударах, падениях при погрузке или перегрузке. Чем опытнее персонал исполнителя договорных работ, тем меньше риск задержки, потери или повреждения грузовой партии.
Преимущества мультимодальных перевозок
Основным преимуществом мультимодальных перевозок становится максимальное удешевление стоимости транспортировки. Дополнительными достоинствами комбинированной методики признаны:
- объединение в одном юридическом лице перевозчика, организатора такелажных работ, арендатора складов и грузоподъемных механизмов;
- сквозной тариф, минимизирующий издержки (без отдельного учета тарифных сеток, климатических зон);
- возможность постоянного мобильного мониторинга состояния и местонахождения грузовой партии;
- единый ответственный за техническое состояние автотранспорта, судов, вагонов, авиации;
- географическая независимость российской и международной торговли.
Оператор, организующий мультимодальную перевозку, документы сопровождения готовит самостоятельно. В обязанности исполнителя входят таможенное и юридическое сопровождение груза.